Главная / Новости / Авиакассы умрут в 2008 году

Авиакассы умрут в 2008 году

Авиакассы умрут в 2008 году

Благодаря «ультиматуму» Международной Ассоциации гражданской авиации (IATA) это вполне реально. С 1 января 2008 года весь мир переходит полностью на электронную систему регистрации и продажи билетов и отказывается от бумажных носителей. Те, кто не согласен, могут приступить к освоению маршрутов «Бобруйск – Караганда».

Конечно же, электронный билет удобнее его бумажного аналога. Сам процесс покупки значительно проще: зашел на сайт, выбрал нужные даты, оплатил с карточки и распечатал на собственном принтере посадочный талон. Вот и вся процедура. Ехать никуда не надо, нет зависимости от времени работы касс. Опять же, электронный билет физически невозможно потерять и его нельзя украсть. Еще один приятный момент: многие авиакомпании при покупке электронного билета предлагают скидку от 5%.

В настоящее время в мире около 30% продаваемых билетов – электронные. В США эта цифра вообще превышает 70%. Но наша страна явно не успевает за общими объемами. Похожую на электронный билет услугу предлагают альянс AirUnion, Уральские Авиалинии, Трансаэро, Сибирь и Аэрофлот. Однако это не e-ticket в чистом виде: можно купить билет на сайте перевозчика, но за его бумажным воплощением все равно придется ехать в авиакассу или забирать билет в аэропорту. В любом случае, количество проданных таким образом билетов в нашей стране не превышает 1%. Тому есть простые обоснования – Интернет до сих пор не является общедоступным, да и банковские карточки имеют всего 10% населения (в Москве – около 30%). Учитывая исконное недоверие наших сограждан к оплате услуг через Интернет, можно прийти к выводу, что даже 1% купленных таким образом билетов – это очень много. Если банки до сих пор не смогли убедить всех и каждого в том, что карточка – это удобно, то какие же аргументы придется приводить авиакомпаниям, чтобы заставить потребителя покупать билеты через Интернет?

Особенности менталитета – это одна сторона, но есть еще и другая. По законодательству РФ, документ должен быть обязательно бумажным и, кроме того, должен быть заверен соответствующим образом. E-ticket же не существует в реальном мире, единственное его материальное воплощение – распечатанный на принтере посадочный талон. Ни пограничники, ни тем более, российские бухгалтеры не примут эту бумажку в качестве законного документа. Тот же «Аэрофлот» полностью готов к E-Ticket: «Именно из-за отсутствия закона наша авиакомпания не внедряет e-ticketing, хотя технологическая готовность – полная. Безбумажные билеты мы начнем продавать буквально на следующий день после принятия юридических актов» – говорит Ирина Данненберг, начальник пресс-службы «Аэрофлота».

Авиакомпании заинтересованы в электронных билетах: снижение организационных и накладных расходов сразу дает 5% чистой экономии. С другой стороны, тот же «Аэрофлот» потратил значительную сумму денег на закупку оборудования, русификацию программного обеспечения и обучение персонала. 1500 терминалов Sabre установлено в «Аэрофлоте» и еще 5500 в агентствах. Ясно, что такие капиталовложения «по карману» только крупным авиакомпаниям, да и то возникает законный вопрос: за чей счет будут покрыты издержки? Забавно, но и в этом отношении мы находимся в противоречии с остальным миром, где e-ticket в основном позиционируют малобюджетные авиакомпании.

Мировая статистика гласит: переход на электронную систему продажи билетов увеличивает прибыль компании на 2%, в основном за счет увеличения прямых продаж. Кстати, не всем это выгодно – агентства по продаже билетов имеют обоснованные опасения, что электронная торговля просто убьет их бизнес. Но здесь многое зависит от организации процесса. В тех же Соединенных Штатах авиакомпании продают билеты агентствам с существенной скидкой, и уже агентство реализует билеты с собственного сайта. Опять-таки потребителю от этого прямая выгода: собранная в одном месте информация о множестве авиакомпаний позволяет выбрать наиболее удобный или дешевый (кому что важнее) вариант.

Однако, во всей этой истории есть еще одна заинтересованная сторона: ЗАО «Транспортно-клиринговая палата» – реализующая единую систему взаиморасчетов на воздушном транспорте, функционирующую на основе единых бумажных бланков авиабилетов. Почти весь остальной мир, за исключением США, использует другую систему – BSP (Billing and Settlement Plan), аккредитованную в России с 22 февраля 2005 года. Негласное соглашение таково – ТКП оставило за собой внутренние рынки России, а BSP – внешние. С введением электронных билетов хрупкое равновесие грозит пошатнуться. Проще говоря, после введения унифицированных билетов условия конкуренции на рынке будут для всех одинаковыми и не факт, что ТКП сохранит прежние позиции.

Итак, если отбросить особенности российского менталитета, потребителю электронный билет выгоден. Также он выгоден авиакомпаниям, правда, при условии наличия средств на начальные капиталовложения. Потенциальные проблемы возможны у билетных агентств и Транспортно-Клиринговой палаты. И над всем этим стоят наши законодатели, задача которых подготовить правовую базу. Впрочем, как раз они смотрят на проблему весьма оптимистично: «Надеюсь, что 2006 год мы закончим электронным билетом», – обнадежил Карл Руппель, директор Департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса. Начат процесс ратификации Монреальской конвенции, содержащей положения об электронном билете, рассматривается возможность поправок к Налоговому кодексу.

Расклад для E-ticket неплохой. Можно надеяться, что авиакассы в нашей стране не станут основной туристической достопримечательностью для иностранцев.

Артем Конопелько

Turist.ru

Экскурсовод-водяной появился в чешском замке

С 27 июля в замке Индржихов-Градец в Южной Чехии проводятся ночные экскурсии. В роли гида выступает водяной – обитатель пруда Вайгар, расположенного поблизости. Весной в связи с реконструкцией пруд осушили, и водяной оставался без работы, пока не получил должность экскурсовода. Театрализованные представления в замке проводятся ежегодно в течение 14 лет. По пятницам и субботам здесь…

Какова доля туризма в ВВП страны?

Отвечая на вопросы бюллетеня «Интерфакс Туризм», глава Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский сказал, что экономическое значение туризма в последние годы, безусловно, возросло. Сегодня практически все переговоры между странами даже на самом высшем уровне не обходятся без обсуждения вопросов туристического обмена. Все понимают, что эта отрасль имеет огромные перспективы. «Если говорить о роли туризма в…

Еще один отель из соли возводят в Боливии

В соляной пустыне Уюни (Salar de Uyuni) на юго-западе Боливии строится большой отель из соли. Местные жители возводят гостиницу из соляных блоков вручную, без применения строительной техники, сообщает Membrana.ru. Уюни – крупнейший в мире солончак. Его площадь составляет более 10,5 тысяч квадратных километров. Эта настоящая пустыня соли находится на высоте 3650 метров над уровнем моря…