Волма – Колпинка (VII)

Волма - Колпинка (VII)

Большинство препятствий (в ПП) можно охарактеризовать II – III к.с. в техническом смысле, однако следует учитывать их специфику, связанную с повышенным риском для жизни, необходимостью четкой и слаженной работы всех членов группы и высоким физическим напряжением, характерным для спор тивных походов более высокой категорийности.

Типичные для малых сплавных рек Валдая дополнительные препятствия на общем шиверисто-порожистом фоне – завалы, “арки” и “косые ворота”. Описывать завалы нет необходимости, поскольку это явление распространенное.

“Арка” представляет собой разновидность завала – упавшее с берега на берег большое дерево, зачастую впившееся в дно реки мощными сучьями, между которыми остаются проходы, которые могут быть негабаритными ни по ширине, ни по высоте, и размеры которых приходится оценивать с наплава, поскольку общий фон – шивера в узком коридоре зарослей. При прохождении “арок” многие технические моменты приходится отрабатывать из положения лежа (для катамарана). Наиболее увлекательна в этом плане р. Льняная.

“Косыми воротами” условно названо препятствие, образованное упавшими с противоположных берегов до уровня уреза воды стволами деревьев, образующими с некоторым интервалом друг за другом как бы горловину рыболовной снасти типа верши. Наиболее опасны тонкие упругие стволы, диаметром 8- 10 см, которые от столкновения с идущим судном подсаживаются на полметра и на сильной струе создают неприятный килевой момент, подобный прижиму. Поэтому при прохождении “косых ворот” необходимо ставить катамаран кормой к дальнему (выпускающему) их створу для обеспечения дальнейшего маневра, а если общая ширина створа не позволяет этого сделать – точно отрабатывать траекторию движения. Наиболее “урожайны” такими препятствиями р. Волма и р. Хоринка.

Поскольку Волма и Колпинка, как и многие другие реки этого района, протекают в глубоких лесных оврагах, куда проникает мало солнечного света, а зимы на Валдае снежные, в ПП возможно сохранение существенного снежного покрова. Так, на северных склонах, глубина мокрого снега может достигать 1 м. Валежник или болота, скрытые под снегом, затрудняют преодоление таких участков в случае осмотра или обноса завалов на реке. Поэтому настоятельно рекомендуется использовать неопреновые гидрокостюмы и плотную защитную капроновую одежду.

Катамараны-2 продемонстрировали свои неоценимые достоинства на малых реках с точки зрения высокой проходимости, водоизмещения, остойчивости. обеспечения надежной страховки, подготовительных и аварийных работ с наплава.

К сожалению, не обошлось без нескольких оверкилей, однако все участники действовали правильно и их последствия не принесли ущерба ни людям, ни судам.

Наша группа взяла на себя смелость присвоить названия “арка” и “косые ворота” типично валдайским препятствиям, которым ранее нигде не было уде лено внимания, а также трем препятствиям на р. Волме: “Западня”, “Застава” и “Сальто”, что полностью соответствовало их характеру и настроению участников похода в тот момент. Собственно порогом может считаться только последний (“Сальто”).

На наш взгляд, правильным было бы считать описанный нижний участок р. Колпинки сплошным шиверисто-порожистым каскадом, а собственно порогом “Стикс” – только участок N4, начинающийся каменистым гребнем и имеющий максимальный ярко выраженный уклон.

И. Корабельников

Льняная (2 мая)

2 мая С утра на следующий день досушили мокрые вещи и отплыли в 15.30. Речка сначала течет по лесу, берега низкие, сильно петляет. Много завалов, образованных в частности с помощью бобров. Именно в этот день мы окончательно утвердились в мысли, что бобров надо душить! Мы отплыли немного раньше ребят из соседней группы, но они обещали…

Веребушка – Волма

На первомайские выходные прошли такое вот дело. Группа из десяти человек (3 Тайменя-2, один Таймень-3, одна жуковка). Туда – мурманский поезд (Москва 0:30 – Окуловка 5:40), электричка из Окуловки (~8:10, но была на путях чуть ли не за полтора часа до погрузки) до Веребье, оттуда чуть меньше часа пешком до речки (под дождем, который шел…

Льняная (3 мая)

3 мая Ночью пошел дождь, похолодало. С утра долго спали, опять-же из-за дождя. Я встал первым и развел костер из мокрых дров. Приготовили завтрак. Стали потихоньку думать, что делать и как выбираться из этой жопы домой. В это время на реке показались две байдарки из дружественной нам группы. Ни у кого из нас не было…