Волма – Колпинка (VII)

Волма - Колпинка (VII)

Большинство препятствий (в ПП) можно охарактеризовать II – III к.с. в техническом смысле, однако следует учитывать их специфику, связанную с повышенным риском для жизни, необходимостью четкой и слаженной работы всех членов группы и высоким физическим напряжением, характерным для спор тивных походов более высокой категорийности.

Типичные для малых сплавных рек Валдая дополнительные препятствия на общем шиверисто-порожистом фоне – завалы, “арки” и “косые ворота”. Описывать завалы нет необходимости, поскольку это явление распространенное.

“Арка” представляет собой разновидность завала – упавшее с берега на берег большое дерево, зачастую впившееся в дно реки мощными сучьями, между которыми остаются проходы, которые могут быть негабаритными ни по ширине, ни по высоте, и размеры которых приходится оценивать с наплава, поскольку общий фон – шивера в узком коридоре зарослей. При прохождении “арок” многие технические моменты приходится отрабатывать из положения лежа (для катамарана). Наиболее увлекательна в этом плане р. Льняная.

“Косыми воротами” условно названо препятствие, образованное упавшими с противоположных берегов до уровня уреза воды стволами деревьев, образующими с некоторым интервалом друг за другом как бы горловину рыболовной снасти типа верши. Наиболее опасны тонкие упругие стволы, диаметром 8- 10 см, которые от столкновения с идущим судном подсаживаются на полметра и на сильной струе создают неприятный килевой момент, подобный прижиму. Поэтому при прохождении “косых ворот” необходимо ставить катамаран кормой к дальнему (выпускающему) их створу для обеспечения дальнейшего маневра, а если общая ширина створа не позволяет этого сделать – точно отрабатывать траекторию движения. Наиболее “урожайны” такими препятствиями р. Волма и р. Хоринка.

Поскольку Волма и Колпинка, как и многие другие реки этого района, протекают в глубоких лесных оврагах, куда проникает мало солнечного света, а зимы на Валдае снежные, в ПП возможно сохранение существенного снежного покрова. Так, на северных склонах, глубина мокрого снега может достигать 1 м. Валежник или болота, скрытые под снегом, затрудняют преодоление таких участков в случае осмотра или обноса завалов на реке. Поэтому настоятельно рекомендуется использовать неопреновые гидрокостюмы и плотную защитную капроновую одежду.

Катамараны-2 продемонстрировали свои неоценимые достоинства на малых реках с точки зрения высокой проходимости, водоизмещения, остойчивости. обеспечения надежной страховки, подготовительных и аварийных работ с наплава.

К сожалению, не обошлось без нескольких оверкилей, однако все участники действовали правильно и их последствия не принесли ущерба ни людям, ни судам.

Наша группа взяла на себя смелость присвоить названия “арка” и “косые ворота” типично валдайским препятствиям, которым ранее нигде не было уде лено внимания, а также трем препятствиям на р. Волме: “Западня”, “Застава” и “Сальто”, что полностью соответствовало их характеру и настроению участников похода в тот момент. Собственно порогом может считаться только последний (“Сальто”).

На наш взгляд, правильным было бы считать описанный нижний участок р. Колпинки сплошным шиверисто-порожистым каскадом, а собственно порогом “Стикс” – только участок N4, начинающийся каменистым гребнем и имеющий максимальный ярко выраженный уклон.

И. Корабельников

Льняная (IV)

Наутро решили починить КНБ не на шутку. Саша Тонис срубил х%й и вставил его ей посредине мостика, вые%ал на славу, да еще закрепил его всякими там веревочками. Выплыли около 11-ти (все КНБ, мать ее ети, иначе мы бы в 9 выплывали, мы совсем не тормоза!), и сразу же вломило. Пороги с крутейшим уклоном, опять завалы,…

Заезд на Селигер

На Селигер можно поехать самостоятельно – это будет несколько дешевле. Лодки можно взять на месте. Мы обычно используем два пути. Приезжаем в Осташков. Рядом с ж.д. вокзалом – автовокзал. Через час после прихода поезда автобус до дер. Новые Ельцы. На автобусе едим до т.б. Сокол. На т.б. берется лодка (стоимость ~1.5$ в сутки). Рядом с…

Волма (3.05.1999 г)

С чуством выполненного долга досыпал я до 10:00 и выполз к уже наполовину готовому завтраку. В принципе за водой можно было и не ходить, поскольку на тенте скопились изрядные запасы чистого снега. Если бы не выглядывающий из под сугроба катамаран, то типичная картина утра лыжного похода. Мороз и солнце, день чудесный! Хотя весла оттаяли, снег…