Волма – Колпинка (V)

Волма - Колпинка (V)

Препятствие N1

Через 3 часа сплава и обносов на левом повороте реки выделяется шивера с сильным прижимом к завалу в первой трети русла справа. Правый берег – обрывистый. Бревно с левого берега образует с завалом косые ворота. Наблюдались неоднократные кили судов следующей группы в 10 человек (в т.ч. катамарана водоизмещением до 2 м3). Рекомендуется страховка с левого берега.

Далее, до Лагеря 2. характер реки прежний. Мелкие петли на реке. Ходовое время ок.1 часа. В этом месте – наиболее спокойная струя. Встать можно толь ко на слегка заболоченном плесе левого берега. Следующий участок начинается прямым участком быстротока 150-200 м. далее уклон увеличивается и становится ощутимым. Сплошной шиверистый фон, русло петляет в узком коридоре зарослей. Торчащие на 1/2 – 2/3 ширины и нависающие арками деревья требуют высокоманевренного прохождения. Рекомендуется выдерживать интервал движения. Попадаются отдельные крупные валуны, островки и большие бревна на уровне уреза воды. Катамараны достаточного водоизмещения и высокой осадки возможно перевалить с наплава, выйдя на бревно.

Препятствие N2 – “Западня”

Шиверистая петля с валунами на входе и уклоном 5-7 м/км. Сложная чалка справа перед завалом (обязательна). Одно место для зачаливания. Рекомендуется страховка. Секундное промедление шедших впереди наших каякеров привело к совместному оверкилю. Одно из весел ушло в завал. Следует отметить, что обозначенные на рис. 2 “завал” и “бревно” опасны для жизни. Русло узкое, глубина большая. Справа – хорошее место для стоянки или короткой остановки – невысокий плоский берег с ельником. Слева – обрыв.

Перед преп. N2 мы встретили еще одну группу из Москвы на спортивных 2-х местных байдарках. Они успешно преодолели описанный участок, хотя он отнял у них на сутки больше времени, чем у нас. Эта группа была на Волме в предыдущем 1996 году, в ЗП, характерный для типичной весны, и в этот раз со вершенно не узнавала реку, ставшую гораздо труднее для прохождения.

Следующий за препятствием N2 участок имеет характер предыдущего. Перед отметкой N3 по карте, слева впадает ручей шириной 2-3 м, круто падающий со склона и выполаживающийся при впадении (с воды почти не виден).

Препятствие N3 – “Застава”

Сразу за местом впадения ручья – плоская терраса левого берега, высотой около 5 м . Река делает петлеобразный правый поворот, заваленный в 2-х местах (было найдено потерянное в прел. N2 весло), и через 30-40 м от последнего завала – широкий мощный метровый слив через гигантское бревно, лежащее целиком под водой через все русло. Зачаливание в левый улов через 50 м после слива. Каяки донесли по правому берегу через овраг с валунами до места старта, обозначенного на рис. 3. Катамаранам этот путь проделать не удалось из-за сильнопересеченной местности и отвесного спуска к воде. При шлось пропиливать проход через верх “террасы” левого берега (обозначено: “обнос” на рис. 3). Далее характер реки – шиверистый без завалов. Правый коренной берег отступает на 100-150 м.

Препятствие N4 – Порог “Сальто”

Струя внезапно выносит под правый берег. Слева на 1/3 русла на повороте торчит бревно в полуметре над водой. Поворот – менее 90 градусов. Нависающее справа в метре над водой разветвленное дерево требует очень быстрого и сильного маневра телемарком влево под берег. Под висящим деревом – 3 мощных (1м) бочки без промежутков, через все русло. Препятствие возникает неожиданно. Бочки видны только после обхода бревна левого берега, когда маневр телемарком становится невозможен.

Результат недостаточного маневра: оверкиль каяка-разведчика и катамарана-2 (водоизмещение 1,2 м3) через борт полулагом (зацеп правого гребца за дерево над первой бочкой). Страховка с левого берега после порога. Струя мощная, глубина по центру русла – 2-2,5 м. Порог опасен для жизни (в ПП). В шедшей за нами группе москвичей на спортивных байдарках также произошел оверкиль, не обошлось без легких ранений.

Далее, за несколькими поворотами – серия завалов. Среди них – препятствие N5, аналогичное порогу “Сальто”, но послабее. Река делает относительно широкую и плавную излучину вправо. По правому берегу – пологие полукруглые террасы в 4 яруса: 2 верхних – лесные. 2-й нижний удобен для стоянки (Лагерь 3). Очень красивое место. Сразу после Лагеря 3 река меандром уходит в обрывистую теснину.. Течение сильное, ощутимый уклон. В З-м повороте меандра – завал. Далее, на 0,5 км участке – 2 завала и одно наплавное бревно, еще через 50 м – брод и низкий мостик из двух бревен с поручнем. Брод образует глубокие улова – единственно возможные места чалки перед мостом . Просвет под мостом в высокую воду составляет 50-70 см. После моста справа впадает ручей шириной 1,5 м. От брода и моста до впадения р. Колпинки около 3 км (1 час хода). На этом участке – быстроток, кое-где на поворотах – змейки, 3 завала (обнос). Недалеко перед впадением Колпинки – торчащее справа бревно, оставляющее проход не более 3 м… далее >>>

И. Корабельников

Нижняя Льняная

1 мая 1998 г., пятница Обещанные таксисты в час ночи в Окуловке действительно нашлись – у вокзала через пути, за дырой в заборе – 6 или 7 легковушек, но все без багажников, пришлось брать 4 тачки на 9 человек. В Коржаву ехали полчаса, через Боровенку. Обошлось это удовольствие по 70 руб за машину – 30…

Льняная, 2000 г (заброска и выброска)

Сплав по Льняной целесообразно начинать от Коржавы. Верхний участок по описаниям представляет гораздо меньший спортивный интерес, сильно захламлен, а кроме того, на нем имеется длинное озеро Льняное, которое в интересующий нас период может еще не вскрыться. Из Москвы в Окуловку можно заезжать на разных ночных поездах. Самый, на мой взгляд, удобный из них – 36…

Волма – Колпинка (VI)

Дорога, ведущая через брод, соединяет деревни Бол. Заполек и Карпово. Подъезд к броду с обеих сторон – сильно размытые колеи, не пригодные для легкового транспорта. Объездов нет. Дорога до Карпово (1-1,5 км) идет все время вверх, чередуя крутые (до 30€) подъемы с пологими, и переходит вброд ручей, впадающий в Колпинку в районе нижней шиверы. Деревня…