Главная / Интересно / Паводковые реки Подмосковья и Валдая / Люботка-Торопа-Зап.Двина-Жижица

Люботка-Торопа-Зап.Двина-Жижица

Люботка-Торопа-Зап.Двина-Жижица

Протяженность – 220 км. Число ходовых дней – 7. Категория
сложности – 2. Подъезд – от станции Андреаполь железнодорожной
линии Бологое – Великие Луки 30 км на рейсовом автобусе до села
Хотилицы, точнее на 1,5 км дальше, до Гостилицкого озера,
красиво расположенного в котловине между высокими берегами. Из
западного угла озера вытекает Люботка (длина примерно 27 км) –
левый приток Торопы. Речка течет через озера Долгое, Высокое,
Низкое, Ореховка, Савкино, Велье. У истока ширина Люботки – 8 –
10 м, русло каменистое, течение быстрое. Речка очень мелкая,
красивая, берега высокие, извилистые. На отдельных участках
долина расширяется и по берегам тянутся полосы заливных лугов.

Озеро Велье (Воскресенское) разделено посредине
полуостровом, идти нужно в левую часть. В конце озера – село
Воскресенское с магазином и почтой. На истоке из озера – мост
и небольшая плотина. Ниже моста на протяжении 4 – 5 км Люботка
очень мелкая, часты завалы. Через 2 км – разрушенный мост,
через 2 – 3 км долина становится шире, берега – ниже. Сделав
ряд петель по пойме, река впадает в Торопу (длина 170 км) –
правый приток Западной Двины.

Приняв Люботку, Торопа течет в низких берегах, но от
деревни Шитино берега повышаются, поля чередуются с холмами, а
перед Шитино – низкогабаритный мост скрашивает унылый пейзаж. Дальше на пути – три несложных каменистых переката. Затем река
суживается, берега повышаются, впереди – разрушеннаю деревянная плотина. Некоторое время Торопа течет в живописных
берегах, поросших сосновым лесом. Потом берега понижаются, но
не надолго, очередное сужение долины и следует быстрая
S-образная шивера, после нее через один-два километра – старая
разрушенная плотина, которую требуется обнести по правому
берегу. Сразу же за плотиной – 500-метровая мелкая шивера,
проходимая только в высокую воду. Дальше берега понижаются,
долина расширяется и Торопа, сделав несколько изгибов по
болотистой пойме, впадает в мелководное озеро Яссы. Озеро
окаймлено узкой редкой полоской камыша. Берега холмистые, в
значительной части покрытые сосновым лесом, дно песчаное,
твердое.

Выйдя в озеро, повернуть налево, на юго-восток. Здесь
расположен поселок Ново-Троицкое (магазин, столовая и
медпункт), связанный регулярным автобусным сообщением с городом
Торопец. Исток Торопы – правее поселка, в юж- ной части озера.
Между озерами Яссы и Кудинским Торопу пересекают шоссейный и
железнодорожный мосты. Проходить их надо осторожно: под
поверхностью воды остатки старых свай. В озере Кудинское идти
на восток – на противоположный берег. Озеро широкой длиной
около километра протокой разделено на две части. Нужно все
время держаться правого по ходу (южного) берега. Исток Торопы –
в юго-восточном заливе озера.

Выйдя из Кудинского, Торопа течет в песчаных обрывистых
берегах. По мере приближения к озеру Знаменское (Соломенное),
берега понижаются, лес отступает далеко в сторону. Выйдя в
озеро, идти на северо-запад, на силуэты дом- ов и церквей
Торопца. Справа, на северном берегу, видны здания бывшего Зна-
менского монастыря. В Торопце лучше остановиться у моста через
Торопу: отсюда недалеко центр города, почта, магазин, базар,
древнее городище. В летописи Торопец упоминается впервые в 1074
году. Археологические раскопки последних лет показали, что
город возник очень рано как укрепленное поселение, хотя са- ми
валы относятся к XII веку и насыпаны были, вероятно, первым
торопецким князем Мстиславом Ростиславовичем Храбрым.
Торопецкие купцы с середины XVII века основывают конторы в
Кенигсберге, Данциге, Франкфурте-на-Майне, а также в Персии и
Китае. Петр I в 1696 году обязал торопецких купцов платить
пошлину одинаковую с иностранными купцами – событие по тем
временам неслыханное.

По выходе из Торопца Торопа впадает в озеро Заликовье.
Участок до озера – наименее интересный: берега голые, подходы
неудобные. До конца озера держать направление на юг, а затем,
выйдя в реку, повернуть на восток. У деревни Речане в русле
остатки моста: часть пакетов свай расположена под поверхностью воды, и проходить это место надо осторожно. За
деревней берега высокие, лесистые: особенно хорош левый берег,
перед озером Сельским, покрытый сосновым лесом. Само озеро
очень живописное. Исток Торопы следует искать в юго-западном
краю озера.

Перед поселком Старая Торопа долина суживается, река
быстро течет в высоких берегах, в русле попадаются камни.
Поселок и станция Старая Торопа в 2 км от реки. Останвливатся
надо не доходя до железнодорожного моста ветки Великие Луки –
Ржев – на правом берегу. Характер берегов сохраняется до
Полютино. Дальше они понижаются и Торопа делится на два рукава:
идти нужно левым, а на втором разветлении – правым. Потом путь
идет по зарастающему озеру на юго-восток. На выходе справа
виден массив соснового леса. После озера берега опять высокие,
лесистые. Много мест для стоянок. 

У Аверкиево наплавной мостик. Подобные мостики могут
встретится и в других деревнях. Перед деревней Устье –
100-метровый каменистый перекат, проходимый по главной струе.
По мере приближения к Западной Двине берега понижаются,
обрамлены кустами ольхи и ивы, лес исчезает. Выйдя в Западную
Дви- ну повернуть направо, вниз по течению. Через 300 метров
устье правого притока Жижицы, по которой продолжаем маршрут.
Отличным ориентиром служат столбы, вдоль которых петляя течет
река, почти до самого Жижицкого озера. Если ширина Западной
Двины здесь 40 м, то у Жижицы ширина берегов 5-10 м.

Подниматся против течения не так сложно, но встречаются
требующие обносов завалы. По берегам смешанный лес. Перед
деревни Прилуки берега понижаются. Дно реки песчаное, местами
илистое. Дальше деревня Ямище с почтой и магазином. Выше в
километре деревне Устянье, расположенная на берегу озера Жакто.
Озеро следует пересечь в северо-западном направлении, искать
протоку в озеро Жижицкое. Озеро довольно большое (длина 11 км,
ширина 7 км), мелкое, при ветре на нем быстро поднимается
крутая, захлестывающая волна. Берега невысокие, местами
поросшие смешанным лесом. Много островов со стоянками.
Двигатся следует на север, минуя два мыса справа, к месту
впадения маленькой речки, шириной 3-4 м, и глубиной 1-1, 5 м.
Плыть следует до моста, от которого до станции Жижица
железнодорожной ветки Ржев-Великие Луки 1 км.

В. Юрин

Льняная (II)

Вскоре пошли спать – мест полно, даром что общага. У нас – сортирные места. В соседнем отсеке, бл%дь, едет баба с двумя собаками, и всю ночь, до Бологого, кому-то медленно, с удовольствием повествует, какие они замечательные, как их кормят, как за ними ухаживать и т.п. Ну, %ля, думаю, с%ка, спать не дает, е%ал я твоих…

Льняная, 2000 г (дневник – II)

Еще обнеслись, а там и не заметили, как долетели до “Сталкера” – завода в Дерняках. Вода бьет почти под самый мост, вот и делайте выводы об ее уровне. Быстро обтащили всю индустриалку и понеслись дальше, навстречу своей судьбе. А судьба подстерегала нас ровно на месте ночевки прошлого похода. Тогда там стоял обносной завал. Теперь, то…

Волма (1.05.1999 г)

Участники: Каритич Алексей (автор), Ушенин Алексей. Судно: Кат-2 “Тритон”. Маршрут: Москва – Окуловка – Мал.Боротно – р.Волма – р.Мста – Кленино – Мал.Вишера – Москва. Уезжали на поезде Адлер – Санкт-Петербург с Курского вокзала. Билетов на поезда отправляющиеся из Москвы купить не удалось, по этому приехали заранее, чтобы занять нормальные места. Поезд прибыл за 40…