Льняная, 2000 г (краткие технические данные)
Мы ходили на Льняную 22-23 апреля 2000 года. Вода высокая (0-20 см
ниже пика паводка). Участники: Денис Будяк, Юля Прахова (Щука-3) и Саша
Тонис (Ласточка-11). Два дня, два киля (по одному у каждого судна), 7
обносов. После своего киля экипаж Щуки сошел с маршрута, и я продолжал сплав
один.
Льняная – левый приток Мсты. Новгородская область. Сплав представляет
интерес в период паводка и на майские (иногда, правда, эти два события
совпадают). Спортивный участок – от Коржавы до впадения Мшанки (18 км, если
положить попр. коэфф. равным 1.3). Средний уклон на нем 4-5 м/км.
Приблизительная площадь водосбора до Коржавы – ~200км^2. Идти, в принципе,
можно на чем угодно, но таймень и его аналоги имеют мало шансов. Длинные
надувные лодки без жесткого каркаса (Щука, Ласточка-21) могут
перекручиваться, становиться неуправляемыми и вообще вести себя самым
непредсказуемым образом. Лучше всего использовать одноместные суда.
Река представляет собой сильную струю с валами, прижимами и крутыми
поворотами, осложненную бревнами, завалами и нависающими ветками. Скорость
течения (по высокой воде) до 3 м/с, а местами и выше. Препятствия идут
непрерывно и распределены по реке довольно равномерно, хотя первая часть (до
моста в Дерняках) считается несколько более сложной, чем последующий
участок, думаю, из-за большего количества завалов и, вообще, из-за того, что
начинать всегда труднее. Конечно, древесные преграды меняются год от года и
в зависимости от уровня воды, но все же попробую воссоздать список главных
препятствий на данный момент. Временные интервалы приблизительны и даны по
высокой воде (всего — около 2 часов чистого сплавного времени на порожистом
участке плюс 1.5 часа после него: таким образом, если не вафлить, река
идется за день).
- Два пешеходных моста, один через 10 минут после старта, другой –
еще через пять. Обносятся по лб. - Бревно на поверхности воды на левом повороте, почти через всю реку
(10-15 мин.). Проход слева сомнителен, т. к. отрезан мощной струей и
кустами. Лучше зачалиться к пб и обнести по нему же. - Еловая сушина с ветками вниз (видимо, “мост”) через всю реку – 100
м. Ее обнос полезно совместить с предыдущим. - Пара бревен (5 мин.). Обнос по лб.
- Сразу затем: упомянутое у Мошкова “ключевое место” – ворота со
сливом, и далее “шиверится дюжина неплохих валов”. Можно просмотреть, раз уж
все равно обносились. Замечу, что “забора” и “калитки”, которые
действительно имелись в 1998, нигде нет. Неужели все затопило? - Еще буквально через несколько минут: течение замедляется,
чувствуется подпор, слышен густой шум; по берегам – развалины строений. Это – “Сталкер” (останки завода в Дерняках). Сплошной завал, затем слив под
мост (в более низкую воду в русле обнажается проволока). Опасный непроход,
обнос по лб. Внимание: берег размывается и может осыпаться. - Через 20-25 мин. Завал более чем в полреки (бывший мост, в 1998, по
средней воде – был непроход) от левого (внешнего) берега. Расположен на
правом повороте. Проход справа. - Через ~ 20 мин. Бревно через реку, обнос по пб. В еще более высокую
воду – возможно, проходимый слив. - Через ~ 10 мин. Грязный слив через бревно. Очень узкие проходы.
Просмотр обязателен, иначе залетите. В 1998, в среднюю воду это был непроход
(обнос, проводка). - Последующие минут 10-15 – извилистая струя с валами до 0.5 м
(попадаются отдельные экземпляры до 0.8 м). В среднюю воду – бочки, под
которыми угадываются обливняки; в низкую – сами обливняки. Сплошных преград
нет. Затем валы постепенно стихают, и еще через 10-15 минут слева впадает
Мшанка. Это ориентир окончания порожистой части маршрута. - Через 30 мин. после впадения Мшанки – обнос завала под мостом
(Теребляны). - Еще через час – мост в Великуше. За ним можно разбираться и идти в
Топорок.
На мой субъективный взгляд, река не намного сложней, чем по средней
воде в 1998, а кое-где и проще (так, на месте бочек – гладкие валы).
Если не терять бдительность, все вполне контролируемо. В то же время, любой
киль на такой реке представляет опасность. Сильное течение со “спиральной”
(от берегов) составляющей, а также частые повороты затрудняют выход на берег
при самосплаве; может занести в завал со всеми вытекающими последствиями;
высока вероятность расстаться с веслом и другой снарягой. Вода ледяная.
Каска, спасжилет и гидра строго обязательны, причем лучше неопрен.
Необходима хорошая подготовка к сплаву в режиме паводка (опыт Карелии тут не
поможет – сходите лучше сначала на Большую Сестру) и крепкие нервы. Хорошо
бы во время сплава иметь на себе спички, нож, а также спасконец или веревку:
может, пригодится на спасах… далее >>>
А. Тонис

Мы пришли все впятером в местный кабак. Пива нет, е%аный в рот, заначки тоже, продавщица клянется. “Странно. Вымя есть, а хересу нет. Ну я подожду, пока будет” – такой вариант нас не устраивал, ибо были уже билеты на поезд. Посему мы купили на пятерых бутылку водяры “Новгородское Вече” – не Кристалл, конечно, но пить можно,…

А дальше, как в песне – все перекаты, да перекаты, изредка встречались мелкие шиверки. Сплошных завалов не было, но те что были, заставили наш доблестный флот покорячится, выгребая на струйке. Посему, вначале шли каяки и указывали путь, а при прохождении вставали на страховку. Километров через несколько, образовалось следующее препятствие – крутенький слив высотой с метр….

25 апреля – 2 мая 1998г. г. Торопец – оз. Наговье – р.Сережа – р.Кунья – г.Холм Подъезды. Станция Торопец находится на ж/д ветке Бологое -Великие Луки. Поезд с Московского вокзала Санкт-Петербурга. Авто-станция в Торопце (Тверская область) примерно в 20 метрах от ж/д вокзала. Далее надо ехать автотранспортом до деревни Наговье на берегу одноименного озера….