Правобережье Оки: Восьма (V)

Правобережье Оки: Восьма (V)

После впадения левого притока (18.20), отмеченного на карте кружочком «163», речка становится немного поспокойнее, хотя столь же захламлена ветками и льдом. Вскоре, в месте характерного изгиба на юг, просматриваемого по карте (18.55), я замечаю по правому берегу небольшой симпатичный березнячок и решаю вставать.

Сухое бесснежное место, отличные сухие дрова — короче, я не ошибся. Развесил сушиться шмотки, поужинал — и спать. Ночевка выдалась холодной, утром до -4. Дубняк, да еще после теплой, оборудованной печкой, хибинской палатки «Зима»… Вылез на улицу в полседьмого, развел хороший костер, позавтракал. Решил подождать с отплытием, пока потеплеет: вы когда-нибудь пытались натянуть на себя насквозь промерзшую неопреновую гидру? Погода, между тем, начала портиться. Подул северо-западный ветер, появилась слоистая облачность. Когда в 11.00 я, наконец, выплыл, заморосил мелкий снегодождь или дождеснег или не знаю, как эту гадость еще назвать.

Снова лед, палки, черт знает что. Продолжалось это до 12.30, когда речка вобрала в себя крупный приток из Тузлина и стала чуть не вдвое мощнее. Берега расступились, дышать стало легче. Обношу мост в Теляково (13.10). Поставил лодку на снежный склон, сажусь, и, только начал задраивать фартук, как Ласточка вдруг сама, без предупреждения и полулагом поехала к воде. Плюх. Струя набросилась на левый борт, крен 30 градусов, … но все-таки всадник удержался в седле. После этого моста, подмытого каким-то половодьем, в русле еще несколько сот метров попадаются отдельные бревна с гвоздями, будьте осторожны. Далее идет полоса сплошных завалов: четыре обноса, перед каждым экстренная чалка, надо быть готовым. Течение сильное, вода мощная, злые ветки все норовят выкрутить из рук весло. И еще один обнос — мост в Борисово (14.00). Эти два моста — единственные техногенные препятствия на реке.

И после моста в Борисово начинается самый интересный участок Восьмы. Сплошные завалы кончаются. Тугая струя, кажется, едва вписывается в русло, образуя прижимы с отбойными валами. Берега несутся мимо со скоростью хорошего бега, за каждым поворотом может ждать препятствие — наклонный ствол или несплошной завал. Кое-где русло раздваивается, образуя острова. Рекомендую всегда держаться главного русла, т.к. в побочном обязательно будет какое-нибудь заподло — мелкосидящее бревно или шлагбаум. Из особо сложных отдельных препятствий я бы выделил в первую очередь большое дерево, лежащее через реку и образующее в середине Л-образный проход (ближе к 15.00, но точно не помню). Вписываться надо без вариантов. Пригнем голову… проскочили. Ближе к концу веселого участка (15.15) — гвоздь программы: каскад мощных перекатов с валами, разделенных короткими участками быстротока, общей длиной около километра… далее >>>

А. Тонис

Льняная (общее описание маршрута)

Поездом №30 М-Спб отъезд в час с копейками прибытие на станцию Окуловка. Поездов много, возможны варианты. Плацкарта стоит около 70 рублей (1$=6.1 руб.). Особенность при взятии билетов заранее — дают только коммерческие купе по 150 руб., за пару дней выбрасывают плацкарту, а за пару часов — вообще все, что осталось. Общих вагонов нет вообще. Заброска…

Веребушка — Торботка (III)

Приплыв на захваченной лодке, в лагерь и поимев не большой совет в Филях, решили, что оба каякера идут смотреть Торбинку, а остальные ставят лагерь. Сбросив гидрики, потопали на разведку. Судя по карте, от леспромхоза шла грунтовка до деревни Шабаново, около которой и протекала Торбинка. Грунтовка оказалась разбитой глиняной колеей, по которой могли проползти лишь лягушки…

Льняная, 1987 г

28.04.87, день нолевой До 9.30 кукуем в поезде. Поезд не спешит, вежливо пропуская всех желающих. Результат — 5 часов отсидки в Окуловке. Это отнюдь не центр мира, но народ рьяно взялся ее исследовать. В результате закуплены торт, хоккейный шлем неизвестной конструкции и… флог РСФСР. Электричка оказалась такой же сонной. Через 45 минут высадились на 220…