Правобережье Оки: Восьма (II)

Правобережье Оки: Восьма (II)

Восьма проходима только в половодье, и то на небольших судах. Условно реку можно разбить на три участка. Первый участок – от моста в Климовском до дер. Борисово (11 км) – характеризуется достаточно крутым уклоном (3-4 м/км) и обилием растительности в русле. Из-за частых обносов и проводок скорость прохождения здесь может быть очень низкой, и это надо учитывать. Второй участок – от дер. Борисово до впадения притоков из Есуковского и Вележева (6 км) – наиболее интересный с точки зрения сплава. Уклон здесь поменьше (2-3 м/км), зато река мощная, воды много, скорость течения местами доходит до 3 м/с, а валы — до полуметра. Обносных препятствий нет. На третьем участке – до моста в Восемском (7 км) – река успокаивается, хотя возможны локальные перекаты. Уклон 1 м/км.

Безусловно, речка сложна, как и любой половодный маршрут. Требуется уверенное владение техникой гребного слалома, хорошая реакция, постоянный просчет тактики и стратегии прохождения. Нужно иметь как бы два зрения: одно занято преодолением ближайших препятствий, другое же – выбором правильной траектории, оценкой дальнейших преград. Следует отметить, что сплав по паводковым рекам – это совсем другой стиль по сравнению, скажем, с Карелией или Мстой.

Пешая заброска, обилие обносов и проводок, необходимость в прижиме держать стойку “дном на струю” – все это предъявляет высокие требования к физической подготовке участников. При наличии спасжилета, гидрокостюма, каски и, главное, спокойствия, река не представляет прямой опасности для жизни. Каска нужна для защиты от бревен, с большой скоростью проносящихся над головой. Второй участок проходится на одном дыхании, перед каждым поворотом замирает под ложечкой, как на Льняной. Но больших сливов, бочек и валов на такой маленькой речке все же нет.

В целом, рискну заявить, что речка тянет на вторую – третью категорию, что немало для Подмосковья. Радует небольшая плотность населенки и почти полное отсутствие антропогенных препятствий, что выгодно отличает Восьму от некоторых других речек, не будем показывать пальцем. Остается проблема заброски… Но, вспомним Славу Завьялова, мы ведь трудностей не боимся!… далее >>>

А. Тонис

Льняная, 1987 г

28.04.87, день нолевой До 9.30 кукуем в поезде. Поезд не спешит, вежливо пропуская всех желающих. Результат – 5 часов отсидки в Окуловке. Это отнюдь не центр мира, но народ рьяно взялся ее исследовать. В результате закуплены торт, хоккейный шлем неизвестной конструкции и… флог РСФСР. Электричка оказалась такой же сонной. Через 45 минут высадились на 220…

Веребушка – Торботка (IV)

Потом начались завалы, много завалов, ну просто очень много. Некоторые перепрыгивали и переползали, под некоторыми продирались, большинство обносили. Брежки довольно крутые, посему часто приходилось искать места для чалки и спуска на воду. Ситуация как в известной песне “Ходят кони над рекою…”. Правда, со спуском было легче – находили приемлемый обрывчик и с него падали в…

Льняная (2 мая)

2 мая С утра на следующий день досушили мокрые вещи и отплыли в 15.30. Речка сначала течет по лесу, берега низкие, сильно петляет. Много завалов, образованных в частности с помощью бобров. Именно в этот день мы окончательно утвердились в мысли, что бобров надо душить! Мы отплыли немного раньше ребят из соседней группы, но они обещали…