Правобережье Оки: Восьма (II)

Правобережье Оки: Восьма (II)

Восьма проходима только в половодье, и то на небольших судах. Условно реку можно разбить на три участка. Первый участок – от моста в Климовском до дер. Борисово (11 км) – характеризуется достаточно крутым уклоном (3-4 м/км) и обилием растительности в русле. Из-за частых обносов и проводок скорость прохождения здесь может быть очень низкой, и это надо учитывать. Второй участок – от дер. Борисово до впадения притоков из Есуковского и Вележева (6 км) – наиболее интересный с точки зрения сплава. Уклон здесь поменьше (2-3 м/км), зато река мощная, воды много, скорость течения местами доходит до 3 м/с, а валы — до полуметра. Обносных препятствий нет. На третьем участке – до моста в Восемском (7 км) – река успокаивается, хотя возможны локальные перекаты. Уклон 1 м/км.

Безусловно, речка сложна, как и любой половодный маршрут. Требуется уверенное владение техникой гребного слалома, хорошая реакция, постоянный просчет тактики и стратегии прохождения. Нужно иметь как бы два зрения: одно занято преодолением ближайших препятствий, другое же – выбором правильной траектории, оценкой дальнейших преград. Следует отметить, что сплав по паводковым рекам – это совсем другой стиль по сравнению, скажем, с Карелией или Мстой.

Пешая заброска, обилие обносов и проводок, необходимость в прижиме держать стойку “дном на струю” – все это предъявляет высокие требования к физической подготовке участников. При наличии спасжилета, гидрокостюма, каски и, главное, спокойствия, река не представляет прямой опасности для жизни. Каска нужна для защиты от бревен, с большой скоростью проносящихся над головой. Второй участок проходится на одном дыхании, перед каждым поворотом замирает под ложечкой, как на Льняной. Но больших сливов, бочек и валов на такой маленькой речке все же нет.

В целом, рискну заявить, что речка тянет на вторую – третью категорию, что немало для Подмосковья. Радует небольшая плотность населенки и почти полное отсутствие антропогенных препятствий, что выгодно отличает Восьму от некоторых других речек, не будем показывать пальцем. Остается проблема заброски… Но, вспомним Славу Завьялова, мы ведь трудностей не боимся!… далее >>>

А. Тонис

Нижняя Льняная

1 мая 1998 г., пятница Обещанные таксисты в час ночи в Окуловке действительно нашлись – у вокзала через пути, за дырой в заборе – 6 или 7 легковушек, но все без багажников, пришлось брать 4 тачки на 9 человек. В Коржаву ехали полчаса, через Боровенку. Обошлось это удовольствие по 70 руб за машину – 30…

Льняная, 2000 г (заброска и выброска)

Сплав по Льняной целесообразно начинать от Коржавы. Верхний участок по описаниям представляет гораздо меньший спортивный интерес, сильно захламлен, а кроме того, на нем имеется длинное озеро Льняное, которое в интересующий нас период может еще не вскрыться. Из Москвы в Окуловку можно заезжать на разных ночных поездах. Самый, на мой взгляд, удобный из них – 36…

Волма – Колпинка (V)

Препятствие N1 Через 3 часа сплава и обносов на левом повороте реки выделяется шивера с сильным прижимом к завалу в первой трети русла справа. Правый берег – обрывистый. Бревно с левого берега образует с завалом косые ворота. Наблюдались неоднократные кили судов следующей группы в 10 человек (в т.ч. катамарана водоизмещением до 2 м3). Рекомендуется страховка…