Косой Овраг

Косой Овраг

Ручей Косой Овраг пересекает Рогачевское шоссе в деревне Дмитровка, затем протекает под кольцевой шоссейной дорогой и впалает в Волгушу. Между прочим, приток обладает безусловными сплавными достоинствами (для каяков). Узкий и достаточно глубокий поток довольно стремительно мчится по лесу, образуя частые крутые повороты. Уклон весьма приличен для Подмосковья – 3-4 м/км, поэтому в поворотах нередко стоят небольшие вальчики.

Минусов у Косого Оврага три. Первый – многовато завалов. Второй – к нему неудобно подъезжать на общественном транспорте. Третий – воды для нормального сплава хватает лишь в течение трех-пяти дней в году. Сам я, к сожалению, сплавился только по нижним 400-500 метрам Косого Оврага. Кроме того, я посмотрел ее около Рогачевского шоссе и около кольцевого шоссе. Везде я видел описанную выше картину. Думаю, что какой-нибудь упорный экспериментатор, поймав воду, мог бы получить много удовольствия, сплавившись по этому притоку, скажем, от кольцевого шоссе до Волгуши.)

К сожалению, после эксперимента в апреле 1998г. я вынужден в значительной степени дезавуировать написанное мною ранее. Косой овраг оказался не слишком пригоден для полноценного сплава. Потенциально наиболее интересный участок для сплава находится на отрезке длиной примерно 2,5-3 км от д. Дмитровка (Рогачевское шоссе) до “первой бетонной” окружной автодороги. В этом месте уклон Косого Оврага достигает 4-5 м/км. Ширина речки в высокую воду здесь составляет 3-5м. Особых сливов или шивер нет. В то же время высокая скорость потока, отсутствие явных мелководий, крутые (до 180 градусов) повороты русла могли бы стать отличным тренировочным участком для слаломной гребли. Причем даже для небольших байдарок-двоек. Однако скоростной сплав невозможен из-за того, что в среднем каждые 50-70 м Косой Овраг перекрывается поперечным бревном или целым завалом. В принципе, группа активных людей, вооружившись бензопилами, могла бы как-нибудь расчистить реку от завалов. Но, к несчастью, это не единственная проблема.

Примерно метров за 800 до “первой бетонки”, где уклон русла чуть падает, начались капитальные ледовые заторы, которые тянулись вниз по речке почти без перерывов в общей сложности на 2-3 км. При этом у меня возникло подозрение, что подобные заторы возникают здесь практически каждый год. (Правда, в апреле 99 года, когда смотрел на этот участок с дороги, заторов видно не было. Но это, вообще-то, не значит, что их не было на не просмотренных мною отрезках). Разумеется, ледяные заторы делают сколь-нибудь осмысленный сплав невозможным.

А вообще после “бетонки” уклон на речке падает, и даже в отсутствие заторов сплав становится менее интересным. Хотя и завалов на этом отрезке тоже поменьше. Суммарная длина участка от “бетонки” до Волгуши – 3-4 км. Уклон снова возрастает только за 400-500м до впадения Ксого Оврага в Волгушу. Этот кусочек тоже можно считать достаточно интересным. Но специально заносить лодки для сплава по нему не имеет особого смысла – результат не стоит таких усилий.

Д. Кувалин

Льняная, 1987 г

28.04.87, день нолевой До 9.30 кукуем в поезде. Поезд не спешит, вежливо пропуская всех желающих. Результат – 5 часов отсидки в Окуловке. Это отнюдь не центр мира, но народ рьяно взялся ее исследовать. В результате закуплены торт, хоккейный шлем неизвестной конструкции и… флог РСФСР. Электричка оказалась такой же сонной. Через 45 минут высадились на 220…

Веребушка – Торботка (IV)

Потом начались завалы, много завалов, ну просто очень много. Некоторые перепрыгивали и переползали, под некоторыми продирались, большинство обносили. Брежки довольно крутые, посему часто приходилось искать места для чалки и спуска на воду. Ситуация как в известной песне “Ходят кони над рекою…”. Правда, со спуском было легче – находили приемлемый обрывчик и с него падали в…

Льняная (2 мая)

2 мая С утра на следующий день досушили мокрые вещи и отплыли в 15.30. Речка сначала течет по лесу, берега низкие, сильно петляет. Много завалов, образованных в частности с помощью бобров. Именно в этот день мы окончательно утвердились в мысли, что бобров надо душить! Мы отплыли немного раньше ребят из соседней группы, но они обещали…