Косой Овраг

Косой Овраг

Ручей Косой Овраг пересекает Рогачевское шоссе в деревне Дмитровка, затем протекает под кольцевой шоссейной дорогой и впалает в Волгушу. Между прочим, приток обладает безусловными сплавными достоинствами (для каяков). Узкий и достаточно глубокий поток довольно стремительно мчится по лесу, образуя частые крутые повороты. Уклон весьма приличен для Подмосковья – 3-4 м/км, поэтому в поворотах нередко стоят небольшие вальчики.

Минусов у Косого Оврага три. Первый – многовато завалов. Второй – к нему неудобно подъезжать на общественном транспорте. Третий – воды для нормального сплава хватает лишь в течение трех-пяти дней в году. Сам я, к сожалению, сплавился только по нижним 400-500 метрам Косого Оврага. Кроме того, я посмотрел ее около Рогачевского шоссе и около кольцевого шоссе. Везде я видел описанную выше картину. Думаю, что какой-нибудь упорный экспериментатор, поймав воду, мог бы получить много удовольствия, сплавившись по этому притоку, скажем, от кольцевого шоссе до Волгуши.)

К сожалению, после эксперимента в апреле 1998г. я вынужден в значительной степени дезавуировать написанное мною ранее. Косой овраг оказался не слишком пригоден для полноценного сплава. Потенциально наиболее интересный участок для сплава находится на отрезке длиной примерно 2,5-3 км от д. Дмитровка (Рогачевское шоссе) до “первой бетонной” окружной автодороги. В этом месте уклон Косого Оврага достигает 4-5 м/км. Ширина речки в высокую воду здесь составляет 3-5м. Особых сливов или шивер нет. В то же время высокая скорость потока, отсутствие явных мелководий, крутые (до 180 градусов) повороты русла могли бы стать отличным тренировочным участком для слаломной гребли. Причем даже для небольших байдарок-двоек. Однако скоростной сплав невозможен из-за того, что в среднем каждые 50-70 м Косой Овраг перекрывается поперечным бревном или целым завалом. В принципе, группа активных людей, вооружившись бензопилами, могла бы как-нибудь расчистить реку от завалов. Но, к несчастью, это не единственная проблема.

Примерно метров за 800 до “первой бетонки”, где уклон русла чуть падает, начались капитальные ледовые заторы, которые тянулись вниз по речке почти без перерывов в общей сложности на 2-3 км. При этом у меня возникло подозрение, что подобные заторы возникают здесь практически каждый год. (Правда, в апреле 99 года, когда смотрел на этот участок с дороги, заторов видно не было. Но это, вообще-то, не значит, что их не было на не просмотренных мною отрезках). Разумеется, ледяные заторы делают сколь-нибудь осмысленный сплав невозможным.

А вообще после “бетонки” уклон на речке падает, и даже в отсутствие заторов сплав становится менее интересным. Хотя и завалов на этом отрезке тоже поменьше. Суммарная длина участка от “бетонки” до Волгуши – 3-4 км. Уклон снова возрастает только за 400-500м до впадения Ксого Оврага в Волгушу. Этот кусочек тоже можно считать достаточно интересным. Но специально заносить лодки для сплава по нему не имеет особого смысла – результат не стоит таких усилий.

Д. Кувалин

Нижняя Льняная

1 мая 1998 г., пятница Обещанные таксисты в час ночи в Окуловке действительно нашлись – у вокзала через пути, за дырой в заборе – 6 или 7 легковушек, но все без багажников, пришлось брать 4 тачки на 9 человек. В Коржаву ехали полчаса, через Боровенку. Обошлось это удовольствие по 70 руб за машину – 30…

Льняная, 2000 г (заброска и выброска)

Сплав по Льняной целесообразно начинать от Коржавы. Верхний участок по описаниям представляет гораздо меньший спортивный интерес, сильно захламлен, а кроме того, на нем имеется длинное озеро Льняное, которое в интересующий нас период может еще не вскрыться. Из Москвы в Окуловку можно заезжать на разных ночных поездах. Самый, на мой взгляд, удобный из них – 36…

Волма – Колпинка (V)

Препятствие N1 Через 3 часа сплава и обносов на левом повороте реки выделяется шивера с сильным прижимом к завалу в первой трети русла справа. Правый берег – обрывистый. Бревно с левого берега образует с завалом косые ворота. Наблюдались неоднократные кили судов следующей группы в 10 человек (в т.ч. катамарана водоизмещением до 2 м3). Рекомендуется страховка…