Косой Овраг

Косой Овраг

Ручей Косой Овраг пересекает Рогачевское шоссе в деревне Дмитровка, затем протекает под кольцевой шоссейной дорогой и впалает в Волгушу. Между прочим, приток обладает безусловными сплавными достоинствами (для каяков). Узкий и достаточно глубокий поток довольно стремительно мчится по лесу, образуя частые крутые повороты. Уклон весьма приличен для Подмосковья – 3-4 м/км, поэтому в поворотах нередко стоят небольшие вальчики.

Минусов у Косого Оврага три. Первый – многовато завалов. Второй – к нему неудобно подъезжать на общественном транспорте. Третий – воды для нормального сплава хватает лишь в течение трех-пяти дней в году. Сам я, к сожалению, сплавился только по нижним 400-500 метрам Косого Оврага. Кроме того, я посмотрел ее около Рогачевского шоссе и около кольцевого шоссе. Везде я видел описанную выше картину. Думаю, что какой-нибудь упорный экспериментатор, поймав воду, мог бы получить много удовольствия, сплавившись по этому притоку, скажем, от кольцевого шоссе до Волгуши.)

К сожалению, после эксперимента в апреле 1998г. я вынужден в значительной степени дезавуировать написанное мною ранее. Косой овраг оказался не слишком пригоден для полноценного сплава. Потенциально наиболее интересный участок для сплава находится на отрезке длиной примерно 2,5-3 км от д. Дмитровка (Рогачевское шоссе) до “первой бетонной” окружной автодороги. В этом месте уклон Косого Оврага достигает 4-5 м/км. Ширина речки в высокую воду здесь составляет 3-5м. Особых сливов или шивер нет. В то же время высокая скорость потока, отсутствие явных мелководий, крутые (до 180 градусов) повороты русла могли бы стать отличным тренировочным участком для слаломной гребли. Причем даже для небольших байдарок-двоек. Однако скоростной сплав невозможен из-за того, что в среднем каждые 50-70 м Косой Овраг перекрывается поперечным бревном или целым завалом. В принципе, группа активных людей, вооружившись бензопилами, могла бы как-нибудь расчистить реку от завалов. Но, к несчастью, это не единственная проблема.

Примерно метров за 800 до “первой бетонки”, где уклон русла чуть падает, начались капитальные ледовые заторы, которые тянулись вниз по речке почти без перерывов в общей сложности на 2-3 км. При этом у меня возникло подозрение, что подобные заторы возникают здесь практически каждый год. (Правда, в апреле 99 года, когда смотрел на этот участок с дороги, заторов видно не было. Но это, вообще-то, не значит, что их не было на не просмотренных мною отрезках). Разумеется, ледяные заторы делают сколь-нибудь осмысленный сплав невозможным.

А вообще после “бетонки” уклон на речке падает, и даже в отсутствие заторов сплав становится менее интересным. Хотя и завалов на этом отрезке тоже поменьше. Суммарная длина участка от “бетонки” до Волгуши – 3-4 км. Уклон снова возрастает только за 400-500м до впадения Ксого Оврага в Волгушу. Этот кусочек тоже можно считать достаточно интересным. Но специально заносить лодки для сплава по нему не имеет особого смысла – результат не стоит таких усилий.

Д. Кувалин

Льняная (III)

Теперь – о самой речке. Сразу, за первым же поворотом, стало ясно, что противник сильнее. Это как футбольный матч – сборная 57 школы – сборная мира. Объективно мы должны были киляться, но дух своеобразного спортивного интереса заставлял собраться с силами, не расслабляться, не пропускать ни одного гола в свои ворота как можно дольше! А еще…

Хоринка

Воды на ней маловато, много завалов, на ключевом участке – чуть ли не каждые 300-500 метров. Тайменям там будет _очень_ тяжело, а я там был на каяке, и мне было в кайф, хотя ни на одной реке я так не боялся, как на ней. Острых ощущений хватило надолго. Там километров 10 быстротока, иногда с веселыми…

Волма (1.05.1999 г)

Участники: Каритич Алексей (автор), Ушенин Алексей. Судно: Кат-2 “Тритон”. Маршрут: Москва – Окуловка – Мал.Боротно – р.Волма – р.Мста – Кленино – Мал.Вишера – Москва. Уезжали на поезде Адлер – Санкт-Петербург с Курского вокзала. Билетов на поезда отправляющиеся из Москвы купить не удалось, по этому приехали заранее, чтобы занять нормальные места. Поезд прибыл за 40…