Волгуша

Волгуша

Самая верхняя транспортно доступная точка сплава по Волгуше – железнодорожный мостик возле станции “120-й км” кольцевой железной дороги на участке Икша (Савеловская ж/д) – Поварово-II (станция кольцевой дороги вблизи Ленинградской ж/д). Этот мостик находится примерно в 1км от места, где Волгуша вытекает из Нерского озера, то есть практически у самого истока реки. Тем не менее, сплав от этой точки вполне возможен. На станцию “120-й км” можно приехать электричкой, которая 4-5 раз в день проходит по этой ветке со стороны Икши и столько же раз со стороны Поварово-II (см.приложения). На всем отрезке от ж/д моста до впадения крупного левого притока Косой Овраг речка течет по прокопанному руслу (длина отрезка 3-3,5км). Уклона на этом участке почти нет, берега низкие и топкие. Если бы не мелиоративные работы, русло Волгуши здесь наверняка бы заросло и затерялось в болотистой низине.

Из-под мостика Волгуша вытекает потоком 2,5-3 метра шириной. Через 50-70 м русло раздваивается. Более чистая канава уходит под прямым углом влево и впадает в пруд, выкопанный на окраине д. Овсянниково. Пруд тянется параллельно основному руслу и через 100-150 м кончается тупиком. Из этого тупика направо вытекает очень мелкий заросший ручеек. Через 30-40 м этот ручеек соединяется с основным руслом. Правда, плыть по этому ручейку можно только при очень высокой воде. В остальное время придется проводиться. Более заросшая канава идет прямо. Именно она и есть основное русло. Сперва по ней плыть довольно трудно – мешают кусты и всякая болотная растительность. Но через 150-200 м русло становится чище.

В высокую воду, если нет ледяных заторов, плыть мешают только отдельные бревна, лежащие поперек. Впрочем, таких бревен на начальном отрезке относительно немного – не более 2-3 на километр. Кстати, в высокую воду, когда речка широко растекается среди окружающих деревьев, можно просто потерять русло. Для того чтобы этого не произошло, надо помнить, что прокопанное русло идет строго по прямой, образуя своеобразную просеку в ольшанике. На первых километрах есть всего лишь 3-4 плавных поворота, после которых русло продолжает оставаться таким же прямым. В низкую воду дополнительную сложность представляют мелководные места, которые образуются там, где канава сужается из-за осыпавшегося грунта. В 400-500м от ж/д моста Волгушу пересекает высоковольтная линия. Еще примерно через километр берега начинают слегка повышаться, но течение остается таким же медленным. В 2,5км от ж/д моста речку пересекает еще одна мощная ЛЭП.

Вскоре за ней находится место, где бобры или какие другие грызуны положили поперек речки десятка полтора деревьев, которые в общем и целом придется обнести. Длина отрезка с бобровыми засеками – метров 200. Сразу после этого с правой стороны к речке выходит поле, а русло раздваивается. Плыть можно по любой из канав, тем более что метров через 200-300м они снова соединяются. Чуть ниже места соединения в Волгушу слева впадает большой приток. (Судя по “Гидрографической карте Московской губернии 1926г.”, приток носит название “ручей Косой Овраг” или “Черная речка”. Однако, эта карта содержит некоторые странности и несуразности. В том числе и касательно Волгуши. Так что за стопроцентную точность ее сведений поручиться нельзя. А пока я обзову приток Косым Оврагом).

Д. Кувалин

Льняная (I)

К, Н, Б сидели на трубе. К упало, Н пропало. Кто остался на трубе? (Ответ: Б….!) Итак, Примерный отчет похода 9-11 мая 1998 года по рекам Льняная (9-10 мая) и Мста (11 мая). Сначала – формальные данные. Нас ходило трое: автор этих строк (Савватеев Алексей, 24 года), Александр Тонис (24 года) и Карен Исаакян (19…

Льняная, 2000 г (дневник – I)

Ярко светит солнце. Уже перевалил за середину апрель года с тремя нулями. Паводок, волной прокатившийся по Подмосковью, спадает, отступая на север. Уже, вращая круглыми глазами, вернулось с Валдая несколько групп. И у нас, засидевшихся дома, в старом месте начинает шевелиться старое шило: пора на воду – настоящую, высокую. Вот с такими чувствами проснулся я утром…

Волма – Колпинка (VI)

Дорога, ведущая через брод, соединяет деревни Бол. Заполек и Карпово. Подъезд к броду с обеих сторон – сильно размытые колеи, не пригодные для легкового транспорта. Объездов нет. Дорога до Карпово (1-1,5 км) идет все время вверх, чередуя крутые (до 30€) подъемы с пологими, и переходит вброд ручей, впадающий в Колпинку в районе нижней шиверы. Деревня…